Мастер-класс Кшиштофа Кесьлевского: секреты работы с актерами
Мастер-класс Кшиштофа Кесьлевского: секреты работы с актерами

изображение_2024-06-25_215943911.png

Введение

В 1994 году Кшиштоф Кесьлевский, выдающийся польский кинорежиссер, провел мастер-класс в Амстердамском Летнем университете. Этот мастер-класс был организован Европейской академией киноискусства и Фондом призов «Феликс». В центре внимания Кесьлевского была работа с актерами, а такие аспекты, как работа с камерой, освещение и монтаж, обсуждались лишь вскользь. Кесьлевский выбрал для занятий сценарий Ингмара Бергмана "Сцены из супружеской жизни". Этот выбор был обусловлен тем, что сценарий богат эмоциями и допускает различные интерпретации, а также тем, что большинство сцен включает всего двух персонажей, что упрощает постановку.

Каждому участнику мастер-класса было предложено выбрать сцену из сценария и работать с ней. Участники могли изменять сцену по своему усмотрению, и она служила отправной точкой для работы. Каждый день анализировали, репетировали и снимали одну сцену, а вечером монтировали. На последний день был запланирован просмотр и обсуждение результатов.
 

Среди множества рекомендаций и наставлений, которые Кесьлевский дал на занятиях, одно выделялось своей важностью. Он начал с него первый день занятий: «Я люблю актеров. Для их удобства я готов изменить многое, очень многое в сценарии и на съемке. Потому что чем им удобнее, тем лучше они делают свое дело». Это было ключевое наставление: Любите своих актеров!

 

Практические советы и заповеди

В ходе занятий Кесьлевский продемонстрировал множество способов проявления этой любви в работе режиссера. Он объяснял, что актеры – это волшебные инструменты, на которых следует играть с величайшей нежностью. Подход Кесьлевского к актерам включал следующие принципы:

Гибкость в работе с актерами

Кесьлевский подчеркивал важность прислушивания к актерам и готовность изменять сценарий ради их удобства. Он говорил: «Актеры оказываются правы почти всегда. Они, как правило, ощущают происходящее гораздо лучше, чем режиссер». Это подразумевает, что режиссер должен быть открыт к изменениям и адаптации сценария в процессе работы.

Выбор исполнителей

Кесьлевский считал подбор актеров одним из важнейших этапов создания фильма. Актеры приносят на съемочную площадку всю свою жизнь, их настроения, мысли и взгляды служат материалом для роли. Поэтому он тратил много времени на выбор правильной труппы. На практике это означало проведение длительных кастингов, проб и бесед с актерами, чтобы убедиться, что они соответствуют роли не только внешне, но и внутренне.

Диалог с актерами

Для начала работы с актерами Кесьлевский задавал им простые и иногда почти наивные вопросы, чтобы снять напряжение и разговорить их. Эти вопросы помогали актерам раскрыться и позволяли режиссерам лучше понять, с кем они будут работать. Например, он мог спросить актера о его любимом фильме или моменте из жизни, который особенно запомнился. Такие беседы не только создавали комфортную атмосферу, но и помогали актерам войти в нужное эмоциональное состояние.

Эмпатия и поддержка

Важным моментом было вмешательство Кесьлевского в трудные моменты для актеров. Когда одна из актрис начала плакать из-за личных вопросов, он предложил ей сыграть этюд, что помогло ей справиться с напряжением и вернуться к профессиональной работе. Это показывает, что режиссер должен быть чутким к эмоциональному состоянию своих актеров и уметь находить способы помочь им преодолеть трудности.

Наблюдательность и внимание к деталям

Кесьлевский был непредсказуем на съемочной площадке: иногда активно участвовал в обсуждениях, а иногда сидел в стороне. Однако даже в такие моменты он следил за всем, и его замечания всегда были точными и полезными. Он мог заметить мелкие детали, которые влияли на общую картину, и делал всё возможное, чтобы улучшить сцены.

 

Пять заповедей Кесьлевского
 

Любовь и уважение к актерам

Кесьлевский начинал свой мастер-класс с признания в любви к актерам, подчеркивая важность создания комфортных условий для их работы. Это включало в себя не только технические аспекты, такие как удобное расположение на съемочной площадке, но и эмоциональную поддержку.

Приспособление сценария

Режиссер должен быть готов изменять сценарий ради удобства актера, чтобы тот мог лучше раскрыться в роли. Это может включать изменения в диалогах, постановке сцен или даже в развитии персонажей. Кесьлевский часто обсуждал с актерами их предложения и идеи, интегрируя их в сценарий.

Тщательный подбор актеров

Выбор исполнителей – один из ключевых этапов создания фильма, так как от этого зависит успех всего проекта. Это требовало от режиссера глубокого понимания не только ролей, но и личностей актеров, чтобы убедиться, что они смогут передать нужные эмоции и чувства.

Открытость и диалог

Вопросы, которые Кесьлевский задавал актерам, помогали создать доверительную атмосферу и лучше понять их личности и подход к работе. Он верил, что откровенные разговоры могут раскрыть много нового о человеке и помочь найти неожиданные решения для сцен.

Эмпатия и поддержка в трудные моменты

Режиссер должен быть готов поддержать актера, помочь ему справиться с эмоциональными трудностями и вернуться к профессиональной работе. Это может включать в себя не только слова поддержки, но и конкретные действия, такие как репетиции этюдов или перерывы для восстановления сил.

 

Применение советов Кесьлевского

Применение советов Кесьлевского в реальной работе с актерами может значительно улучшить качество их игры и общий результат фильма. Вот несколько примеров того, как его принципы могут быть реализованы на практике:

Гибкость в работе с актерами

В процессе съемок режиссер может столкнуться с ситуациями, когда актеры чувствуют себя некомфортно или неуверенно в определенных сценах. В таких случаях важно прислушаться к их мнению и внести изменения, которые помогут им раскрыться. Например, если актер считает, что его персонаж должен говорить более эмоционально в определенной сцене, режиссер может адаптировать диалоги и настройки сцены.

Выбор исполнителей

Тщательный кастинг позволяет выбрать актеров, которые не только соответствуют роли внешне, но и эмоционально. Это может включать не только стандартные пробы, но и длительные беседы с кандидатами, чтобы понять их внутренний мир и способность передать нужные чувства.

Диалог с актерами

Вопросы, которые Кесьлевский задавал актерам, можно использовать для создания более открытой и доверительной атмосферы на съемочной площадке. Такие разговоры помогают актерам почувствовать себя более комфортно и свободно, что отражается на их игре.

Эмпатия и поддержка

Важно быть внимательным к эмоциональному состоянию актеров. Если кто-то из них испытывает трудности, режиссер должен быть готов вмешаться и предложить помощь. Это может включать дополнительные репетиции, советы по технике исполнения или просто слова поддержки.

Наблюдательность и внимание к деталям

Режиссер должен внимательно следить за происходящим на съемочной площадке, чтобы заметить любые проблемы и вовремя их исправить. Это требует не только технических знаний, но и чуткости к нюансам актерской игры и сценических постановок.
 

Мастер-класс Кшиштофа Кесьлевского стал важным событием в мире кино. Его подход к работе с актерами, основанный на любви, уважении и внимании к деталям, оставил неизгладимый след в сердцах участников. Кесьлевский показал, что актеры – это не просто исполнители ролей, а ключевые участники творческого процесса, без которых невозможно создать настоящий шедевр. Его советы и заповеди остаются актуальными и сегодня, вдохновляя новое поколение режиссеров и актеров на создание великих кинопроизведений.

Источник: Мастер-класс Кшиштофа Кислевского. Шесть актеров в поисках режиссера.


Оставить комментарий