«Основы пластической выразительности актера». Психотехника актёра. Часть 3
«Основы пластической выразительности актера». Психотехника актёра. Часть 3

kandinsky-download-1720367846995.png
 

Психотехника актера представляет собой совокупность навыков и методов, позволяющих актеру управлять своими внутренними и внешними состояниями для создания убедительного художественного образа. Важность психотехники заключается в способности актера воспринимать, оценивать и выполнять творческие задания, что требует гармоничного взаимодействия внутренней и внешней техник.

 

Разделение техники на внутреннюю и внешнюю

Внутренняя техника включает в себя психоэмоциональную подготовку актера. Это способность вызывать и контролировать внутренние эмоциональные состояния, такие как радость, грусть, страх или гнев. Внутренняя техника также охватывает работу с воображением и памятью, что позволяет актеру глубже погружаться в роль и создавать многогранные персонажи.

Внешняя техника относится к физическим аспектам актерского мастерства. Это владение телом, мимикой, голосом и жестами. Внешняя техника помогает актеру передавать внутренние эмоциональные состояния через движения и выражения, делая их видимыми и понятными для зрителя.

Гармония между внутренней и внешней техниками позволяет актеру создавать правдоподобные и глубокие образы. Без этой гармонии, актерская игра может выглядеть либо слишком механической, либо чрезмерно эмоциональной и неконтролируемой.

 

Важность гармонии между внутренней и внешней техникой

Для создания убедительного художественного образа актер должен уметь гармонично сочетать внутреннюю и внешнюю техники. Это требует постоянной практики и самосовершенствования.

 

Упражнения для внутренней техники

Эмоциональная память: Выберите событие из своей жизни, которое вызвало сильные эмоции (радость, печаль, страх). Закройте глаза и постарайтесь вспомнить все детали этого события – место, людей, звуки, запахи. Позвольте себе вновь пережить эти эмоции.

Цель: Развивать способность вызывать и контролировать эмоциональные состояния, что поможет в создании более правдоподобных персонажей.

Воображаемые обстоятельства: Представьте себя в различных воображаемых ситуациях. Например, вы находитесь на космическом корабле, заблудились в лесу или выиграли крупный приз. Полностью погружайтесь в эти ситуации, представляя все детали и реагируя на них.

Цель: Развивать способность быстро переключаться между различными эмоциональными состояниями и создавать реалистичные образы в воображении.

Медитация и концентрация: Сядьте в тихом месте, закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Постепенно углубляйтесь в свои мысли и чувства, анализируя их и пытаясь понять их природу.

Цель: Развивать способность к самоанализу и глубокому пониманию своих эмоций, что важно для внутренней техники актера.

 

Упражнения для внешней техники

Пластические этюды: Выполняйте серию движений, направленных на развитие гибкости, координации и выразительности тела. Например, создавайте из своего тела различные формы, имитируйте движения животных или элементы природы.

Цель: Улучшить контроль над телом и сделать движения более осознанными и выразительными.

Работа с голосом: Выполняйте упражнения на дыхание, дикцию и интонацию. Например, читайте вслух тексты с различными эмоциями, изменяя тембр, громкость и скорость голоса. Практикуйте артикуляционные упражнения, чтобы улучшить четкость произношения.

Цель: Развивать голосовые навыки, чтобы эффективно передавать эмоции и состояния персонажей.

Мимические упражнения: Станьте перед зеркалом и практикуйте выражение различных эмоций с помощью мимики. Например, радость, грусть, удивление, гнев. Анализируйте, какие мышцы лица задействуются при каждой эмоции, и учитесь их контролировать.

Цель: Развивать мимику, чтобы выразительно передавать внутренние состояния персонажей.

 

Определение одаренности актера

Одаренность актера часто определяется его способностью к внутренней и внешней технике. Немеровский подчеркивает, что одаренность не сводится лишь к природным данным, но включает трудолюбие, упорство и способность к саморазвитию.

«Под психотехникой актера следует понимать его нервную и физическую организацию, влияющую на умение воспринимать, оценивать и осуществлять... то или иное творческое задание», – пишет Немеровский. Это означает, что актер должен развивать не только свои физические навыки, но и эмоциональную и интеллектуальную чуткость, чтобы успешно воплощать сложные художественные образы.

 

Важность психотехники для создания художественного образа

Психотехника является фундаментом для создания глубоких и правдоподобных художественных образов. Она позволяет актеру не только понимать и чувствовать своего персонажа, но и эффективно передавать эти чувства зрителю. Гармоничное сочетание внутренней и внешней техник делает игру актера многослойной и убедительной.

 

Упражнения для внутренней техники

Сенсорные упражнения: Закройте глаза и сосредоточьтесь на одном из своих органов чувств. Попробуйте максимально подробно описать все, что ощущаете. Например, на ощупь: почувствуйте текстуру различных предметов вокруг вас.

Цель: Развить сенсорную чувствительность и способность к детальному восприятию, что помогает воссоздавать правдоподобные образы.

Медитация на образ: Выберите образ персонажа и медитируйте на его характеристиках и жизненном опыте. Постепенно вживайтесь в его роль, мысленно проживая его события и эмоции.

Цель: Углубить понимание внутреннего мира персонажа и развить способность к эмпатии.

 

Упражнения для внешней техники

Эксперименты с походкой: Пробуйте различные стили ходьбы, представляя себя разными персонажами. Например, идите, как старый человек, молодой энтузиаст или уверенный в себе деловой человек.

Цель: Развить способность изменять свою походку и движения в зависимости от характера персонажа.

Работа с реквизитом: Берите различные предметы и представляйте, что они используются в разных контекстах. Например, представляйте, что простая палка – это магический жезл, а чашка – древний артефакт.

Цель: Развить способность к креативному использованию предметов и улучшить взаимодействие с реквизитом на сцене.

 

Важность психотехники для создания художественного образа

Психотехника помогает актерам создавать сложные и многослойные образы, которые зрители воспринимают как настоящие и эмоционально насыщенные. Важно помнить, что каждая роль требует индивидуального подхода и тщательной проработки как внутренней, так и внешней техник.

Примеры из практики

Дэниел Дэй-Льюис: Этот актер известен своим глубочайшим погружением в роли. Для каждого своего персонажа он тщательно прорабатывает как внутреннюю, так и внешнюю технику, что позволяет ему создавать невероятно достоверные и многогранные образы. Например, для роли Абрахама Линкольна он изучал исторические документы, чтобы понять внутренний мир персонажа, а также изменил свою походку и манеры.

Мэрил Стрип: Стрип активно использует психотехнику для создания своих персонажей. Она изучает биографии и истории своих героев, прорабатывая их внутренние эмоции и мотивы. Она также работает над изменением внешнего облика, манер речи и жестов, чтобы максимально точно передать характер персонажа.

 

Советы начинающим актерам по развитию психотехники

Постоянная практика: Регулярно выполняйте упражнения для развития внутренней и внешней техники. Создайте себе график тренировок и следуйте ему.

Анализ ролей: Исследуйте и анализируйте роли, которые вы играете. Изучайте их биографии, истории и мотивации, чтобы глубже понять их внутренний мир.

Работа с наставником: Найдите опытного наставника, который поможет вам развивать психотехнику и даст ценные советы и обратную связь.

Импровизация: Участвуйте в импровизационных занятиях и играх. Это помогает развивать креативность и способность быстро реагировать на изменения.

Изучение классиков: Изучайте работы и методики выдающихся актеров и режиссеров. Анализируйте их подходы к психотехнике и применяйте их в своей практике.

Психотехника актера является фундаментальным элементом его профессионального мастерства. Она включает в себя развитие как внутренней, так и внешней техник, что позволяет создавать глубокие и правдоподобные образы. Постоянная практика, исследование ролей, работа с наставниками и участие в импровизационных занятиях помогут актерам развивать свои навыки и достигать высоких результатов. Гармоничное сочетание внутренней и внешней техник делает игру актера многослойной и убедительной, что позволяет ему успешно воплощать самые сложные художественные задачи.


Оставить комментарий