Воображение – одна из ключевых способностей, необходимых актёрам и режиссёрам. В своём учебном пособии «Тренинг воображения» М.В. Жабровец предлагает авторский тренинг для развития этой способности, который будет полезен не только начинающим актёрам и режиссёрам, но и всем, кто интересуется театральным творчеством.
Важность воображения в актёрском и режиссёрском искусстве
Театральная педагогика уже давно располагает глубоко разработанной теорией артистического искусства и методикой развития актёрских способностей. Величайшая заслуга К.С. Станиславского заключается в том, что он первый сделал шаг к научному обоснованию актёрского искусства, благодаря открытиям психофизиолога И. Павлова. Однако, несмотря на это, в теоретическом наследии Станиславского нет специальных работ, посвященных проблемам режиссёрского искусства и вопросам воспитания режиссёрских способностей.
Воображение – это способность создавать подлинную правдивую и правдоподобную жизнь на сцене. Возбудимость, гибкость, отзывчивость воображения – качества, без которых не может быть ни артиста, ни режиссёра. Режиссёрское воображение отличается своей синтетичностью, так как режиссёр работает с различными искусствами: материальной обстановкой, цветом, звуком, музыкой, танцем, костюмом и т.д.
«Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся от начала до конца протекает при участии воображения»
К.С. Станиславский.
Тренировка воображения
Тренировка воображения требует целенаправленного и систематического подхода. Жабровец предлагает упражнения, которые помогут развить гибкость и оригинальность воображения. Например, воображение можно тренировать, превращая известное в неизвестное и наоборот. При встрече с незнакомым, мозг пытается найти аналогии с уже знакомым, делая таким образом незнакомое более понятным и доступным. В художественной деятельности это проявляется через метод действенного анализа: читая художественное произведение и задумываясь о характерах и событиях, мы ищем аналогии со своей жизнью.
Оригинальность воображения также требует постоянной тренировки. В психологии оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе. Важно помнить, что оригинальной может быть не только уникальная, но и бессмысленная идея. Важно стремиться к созданию художественных образов, которые волнуют ум и душу зрителя, достигая обобщения и символа.
Упражнения для тренировки воображения
Тренировка воображения включает в себя разнообразные упражнения, направленные на развитие лёгкости, гибкости и оригинальности мышления. Одним из методов является игровая тренировка, при которой участники тренинга выполняют задания, требующие детской непосредственности и фантазии. Задача тренинга – вернуть человеку детскую непосредственность, пробудить творческую фантазию и свежесть восприятия.
Упражнение на ассоциации: Участникам предлагается придумать как можно больше применений для обычного предмета, например, жестянки из-под консервов. Важно находить не только очевидные ответы, но и оригинальные, необычные применения.
Упражнение на преобразование известного в неизвестное: Придумывать новые, неожиданные функции для привычных вещей, например, использовать кастрюлю как музыкальный инструмент или шкатулку.
Упражнение на создание образов: Придумывать и описывать художественные образы, которые вызывают у участников яркие ассоциации и эмоции.
Упражнение на детализацию: Участникам предлагается создать сложную картину на основе простого образа, добавляя к нему множество мелких деталей и уточнений. Это помогает развивать способность к глубокому исследованию и обогащению воображения.
Синектический подход
При разработке тренинга Жабровец использовал некоторые механизмы синектики – метода, направленного на оптимизацию творческих процессов.
Синектика предполагает соединение различных элементов и сознательное использование подсознательных психологических механизмов в творческой деятельности. Основные механизмы синектики включают превращение неизвестного в известное и превращение известного в неизвестное, что увеличивает вероятность успеха в творчестве.
Синектика активно использует аналогии и метафоры для стимуляции творческого мышления. Например, сравнение творческого процесса с выращиванием растений может помочь участникам тренинга лучше понять, как идеи развиваются и требуют внимания и ухода. Такой подход помогает активировать различные участки мозга и способствует возникновению оригинальных идей.
Творческие игры и их роль в тренировке воображения
Творческие игры играют важную роль в тренировке воображения. Они помогают участникам расслабиться, снять психологические блоки и развить способности к свободному ассоциированию. Вот несколько примеров таких игр:
Игра «Сюрреалистический коллаж»: Участникам предлагается создать коллаж из различных вырезок из журналов, создавая неожиданные и фантастические образы. Это упражнение помогает развивать способность к нелинейному мышлению и экспериментированию с формой и содержанием.
Игра «Истории на бумаге»: Участники пишут на бумаге начало истории, затем передают лист соседу, который продолжает рассказ. Эта игра развивает навыки кооперативного творчества и умение быстро генерировать идеи.
Игра «Невероятные приключения»: Участники поочерёдно придумывают и рассказывают друг другу невероятные приключения, в которых они представляют себя героями. Это помогает развивать способность к импровизации и созданию ярких образов.
Исторические примеры выдающегося воображения
История театра и кино знает множество примеров, когда воображение играло решающую роль в создании выдающихся произведений. Например, Станиславский и Немирович-Данченко, основатели Московского Художественного театра, применяли методы психологического реализма, которые требовали глубокого погружения в образы и ситуации. Их работы революционизировали театральное искусство, благодаря высокому уровню воображения и творческой смелости.
Ещё один выдающийся пример – Сергей Эйзенштейн, советский режиссёр и теоретик кино, чьи монтажные эксперименты стали основой для развития кинематографа как искусства. Его фильмы, такие как «Броненосец Потёмкин» и «Иван Грозный», демонстрируют мощь воображения в создании визуально и эмоционально насыщенных сцен.
Практические советы для развития воображения
Для успешного развития воображения необходимо не только выполнять тренировки и упражнения, но и следовать некоторым практическим советам:
Чтение и просмотр различных материалов: Регулярное чтение книг, просмотр фильмов и спектаклей помогает расширить кругозор и обогатить воображение новыми идеями.
Путешествия и знакомство с новыми культурами: Путешествия и общение с людьми из разных культур помогают увидеть мир с новых ракурсов и стимулируют творческое мышление.
Ведение дневника идей: Записывайте все идеи, которые приходят в голову, даже если они кажутся незначительными. Это поможет не упустить ценные мысли и развивать навык генерации идей.
Практика медитации и расслабления: Медитация и техники расслабления помогают снять внутренние блоки и стресс, что способствует свободному потоку творческих идей.
Участие в мастер-классах и тренингах: Постоянное обучение и участие в различных мастер-классах и тренингах помогают совершенствовать навыки и узнавать новые методы работы с воображением.
Заключение
Развитие воображения – сложный и многогранный процесс, требующий постоянной работы и самосовершенствования. Тренинг воображения помогает актёрам и режиссёрам развивать свои творческие способности, превращая работу над ролью и постановкой в увлекательный и плодотворный процесс. Важно помнить, что воображение – это не только природный дар, но и развиваемая способность, требующая постоянного тренинга и практики. Только через упорный труд и стремление к совершенству можно достичь высокого уровня мастерства в актёрском и режиссёрском искусстве.
Источник: Жабровец М.В. «Тренинг воображения» (2002)